В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода в учреждении дошкольного образования составляет 90 календарных дней.
В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования» от 22.05.2015 года, утверждённом заместителем Министра образования Республики Беларусь Р.С.Сидоренко уделено большое внимание вопросу организации образовательного процесса в летний оздоровительный период.
Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает: включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе); интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей: самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года.
Прежде всего - это строгое выполнение распорядка дня. Важно предусмотреть оптимальный двигательный режим. Учебной программой дошкольного образования предлагаются различные формы физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность; закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей является закаливание.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин.);
многократное умывание в течение дня;
полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2до 5 мин. в первой младшей группе, от 5 до 10 мин. во второй младшей группе, от 10 ло 15 мин. в средней группе, от 15 до 20 мин. в старшей группе - время увеличивается постепенно); по траве, песку.
Художественно-эстетическая работа включает: изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн); музыкальную деятельность воспитанников; ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
В инструктивно-методическом письме даны рекомендации по организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период:
рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников рекомендуется:
использование музыки в режимных моментах;
фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
сольное и коллективное музицирование;
самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности.
Большое значение имеет предупреждение переутомления ребёнка на протяжении всего дня, а также в разных видах детской деятельности, предупреждение чрезмерного, в том числе эмоционального напряжения.
Деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, экскурсии, труд), должна проводиться в часы до наступления жары или после ее спада. В течение дня необходимо чередовать фазы активной и умеренной деятельности.
Большое внимание должно уделяться в летний период формированию трудовых навыков и умений в процессе ухода за растениями огорода и клумб. Огород должен быть оформлен в соответствии с требованиями (таблички с указанием культуры, время посадки, всходов, уборки урожая).
Большое внимание необходимо уделять созданию безопасных условий жизнедеятельности детей.
За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.
На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
Групповые площадки должны оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. На завозимый песок должен быть сопроводительный документ о содержании радионуклидов, солей тяжёлых металлов. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками. Уборка участка проводится ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования. Установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться. Игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Для оздоровления детей большое значение имеет правильное применение оздоровительных факторов таких, как закаливание в повседневной жизни воздухом, солнцем, водой. Одежда детей - тоже относится к таким факторам.
Воспитатель дошкольного образования должен постоянно следить за одеждой детей: она должна быть удобной, лёгкой, соответствовать температуре воздуха на улице. У каждого ребёнка должен быть головной убор.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не перегревались на солнце, следить за чередованием пребывания детей на солнце и в тени. Для создания теневых участков можно использовать при необходимости выносные тенты, зонтики.
Важная роль отводится в жаркие летние дни и питьевому режиму. Питьевой режим осуществляется воспитателем и помощником воспитателя под контролем медицинской сестры, в соответствие с нормативами, но следует помнить, что в питье детей ограничивать нельзя.
В течение летнего периода необходимо информировать родителей о распорядке в дошкольном учреждении и дома, закаливании, питании, организации активного отдыха в выходные дни, использовании спортивного инвентаря в физическом развитии детей, безопасности детей на улицах города, даче, на водоеме.
Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с воспитанниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закреплять и применять представления и умения, полученные в течение учебного года.