В учреждении дошкольного образования работает пункт коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог первой квалификационной категории Михаловская Инна Марьяновна работает с воспитанниками с нарушениями речи. Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в пункте оказывается с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается заведующим учреждения дошкольного образования.
ГРАФИК РАБОТЫ
учителя-дефектолога Михаловской И.М.
в ПКПП государственного учреждения образования
«Ясли-сад №14 г. Сморгони на 2018/2019 учебный год
Понедельник |
8.00-12.30 15.10-17.40 |
Вторник |
8.00-12.30 |
Среда |
8.00-12.30 15.10 - 17.40 |
Четверг |
8.00-12.30 15.10-17.40 |
Пятница |
8.00-12.30 |
ГРАФИК РАБОТЫ
учителя-дефектолога групп интегрированного обучения и воспитания
Натальи Леонидовны Чернецкой на 2018/2019 учебный год
Понедельник |
8.00-12.00 |
Вторник |
8.00-12.00 |
Среда |
8.00-12.00 |
Четверг |
8.00-12.00 |
Пятница |
8.00-12.00 |
Причины нарушений речи у детей дошкольного возраста
За последние годы значительно возрос процент детей, имеющих сложные речевые нарушения. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей. Такие показатели требуют самого серьезного внимания родителей к состоянию звукопроизношения у детей, начиная с раннего возраста. Это крайне важно еще и потому, что дефекты в произнесении звуков нередко затрудняют овладение грамотой и приводят к появлению специфических нарушений письма.
Уже с двухлетнего возраста малыш различает все звуки речи на слух, однако правильно произнести их он еще не может, потому что созревание речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания речеслухового. Эта незрелость выражается в том, что движения речевых органов, и прежде всего языка, у ребенка дошкольного возраста еще недостаточно развиты, неловки. А значит, выполнение «тонких» движений, необходимых для правильного произнесения многих звуков, ему недоступно.
Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых. К 3-4 годам он улавливает на слух различие между собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и «подтягивает» свое произношение к образцу. Хорошо, если образец
действительно правильный, потому что в противном случае ребенок скопирует дефектную артикуляцию. Именно этим и объясняются нередкие случаи «семейной картавости» и других «семейных» дефектов звукопроизношения, которые родители пытаются объяснить наследственностью.
В чем же причина возникновения речевых нарушений?
1.Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.
2.Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение или вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
3.Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения или ушибы мозга.
4.Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание и даже двуязычие в семье.
Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».
5. Одной из причин также может быть неправильное строение речевого аппарата. Например, неправильный (горловой) звук р не всегда, но часто возникает из-за короткой уздечки языка (подъязычной связки). Ребенок в этих случаях не имеет возможности поднять кончик языка к верхним альвеолам и поэтому вынужден произносить этот звук горлом.
Произношение свистящих и шипящих звуков часто страдает из-за неправильного строения челюстей и зубов, не позволяющего обеспечить необходимое для правильного звучания очень небольшое расстояние между верхними и нижними резцами.
6. Деформация зубов или челюстей. Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей, довольно много, и начинают они проявляться на первом году жизни ребенка. У детей самых первых месяцев жизни в норме челюсть обычно смещена несколько назад. При кормлении грудью всякий раз ребенку приходится проделывать довольно внушительную работу. А именно: выдвигать нижнюю челюсть вперед, чтобы плотнее обхватить сосок; напрягать мышцы щек, для того чтобы молоко стало отделяться. Такая постоянная нагрузка развивает мускулатуру и помогает росту челюстей. При переводе на искусственное вскармливание малыш, по сути дела, лишается такой нагрузки, так как добыть пищу из бутылочки несравненно легче. А порой эту задачу малышу облегчают и сами мамы, которые проделывают слишком большое отверстие в соске бутылочки. Тогда пища, что называется, льется рекой, и ребенку остается ее только глотать. Результат-недоразвитие мускулатуры и челюстей.
Большой вред приносит использование соски-пустышки. Одним из доводов против пустышки является то, что многие мамы используют ее не по назначению, когда нужно и не нужно, не особенно задумываясь над тем, что это, прежде всего успокаивающее средство, а не игрушка для ребенка.
В результате потом, после года, когда по всем канонам пустышка должна быть сдана в архив, многие дети не в состоянии с ней расстаться. Даже если их лишить пустышки, они все равно находят выход: сосание пальцев, края одеяла и др. Именно так рождается одна из самых вредных привычек у детей младшего дошкольного возраста, бороться с которой чрезвычайно трудно. Это неуемная страсть впрямую отражается на неправильном росте зубов, ведет в дальнейшем к формированию неправильной артикуляции языка, губ, челюстей. Наконец, наличие такой вредной привычки у ребенка отнюдь не способствует формированию соответствующих навыков жевания.
Между тем и само по себе недостаточное жевание – одна из самых распространенных и весьма существенных причин зубочелюстных деформаций. Разжевывание пищи – своеобразная гимнастика. Черствый хлеб, сырые овощи, фрукты создают для жевательного аппарата необходимую нагрузку и тем самым способствуют его правильному росту и развитию.
Нельзя здесь не сказать еще об одном чрезвычайно распространенном явлении, нередко приводящем к нарушению прикуса и деформации челюстей. Это отсутствие правильного носового дыхания в связи с частыми насморками, разрастанием аденоидов, а иногда в результате носовой перегородки на почве травмы носа. Если же не предпринять никаких мер, то при длительном отсутствии дыхания через нос, у ребенка наверняка сформируется «аденоидный» облик и, конечно, деформируется прикус со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Еще одной причиной, которая может спровоцировать нарушения строения артикуляционного аппарата является привычное неправильное положение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в кулак). Привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к нарушению роста челюстей (при запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при высоком изголовье спального места голова ребенка нагибается вперед и нижняя челюсть смещается вперед).
Это наиболее распространенные, но далеко не все причины, предрасполагающие к появлению нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Особое внимание хочется обратить на развитие речи. Для того чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно общаться, начиная с самого раннего младенческого возраста, когда, казалось бы, кроха еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда малыш подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запретов и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, это также может негативно сказаться на его речевом развитии.
Поэтому:
1. Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день;
2. Давайте ребенку простые указания, повторяя простые предложения;
3. Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.
4. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Не перебивайте его, поправляя произношение и порядок слов.
5. Никогда не сравнивайте детей, каждый из них развивается индивидуально.
Что такое задержка речевого развития (ЗРР)?
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.
Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.
Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это пройти комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, логопеда, отоларинголога и психолога.
Причины задержки речевого развития у детей:
1. Нарушение слуха.
2. Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми.
3. Быстрый темп речи взрослого. Речь должна четкая и правильная.
4. Генетическая предрасположенность. В семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).
7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого (нельзя принуждать ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи).
8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
Рекомендации для родителей:
- Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия.
- Говорите сами четко, правильно, доброжелательно. Ребёнок должен слышать правильную речь.
-Ежедневное чтение ребенку окажет заметное влияние на его речь и поведение, художественная литература – мощное средство развития речи. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком.
- Не говорите при ребенке о его проблеме. Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
- Вызывайте желание подражать взрослому.
- На начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин.
- Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, днем, вечером и т.д.
- Всегда хвалите ребенка за успехи. Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения.
- В игровой форме учите ребенка понимать соотношение предметов по размеру, по цвету, форме, количеству.
-Стимулируйте речевое развитие ребенка путем тренировки движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами, тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками и т.д.)
- Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией и компьютерными играми.
- Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики.
На кухне играем - речь развиваем
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Вы заняты приготовлением ужина, а ваш ребенок играет возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.
1. «Волшебный карандаш». На тарелку (поднос) насыпать тонкий слой крупы (манной, гречневой или любой другой). Лучше, если посуда будет разноцветная. Указательный пальчик ребенка превращается в волшебный карандаш, который будет рисовать цветок, фигурку.
2. «Золушка». Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
3. «Волшебные макароны». И травку, и цветы, и солнышко можно выложить из макаронных изделий. Вы смело можете придумать свои игры!
4. «Настольный хоккей». Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.
5. «Картины из скорлупы». Не выбрасывайте скорлупу варёных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте её любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
6.»Я- повар». Увлекательными могут быть игры с солёным тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (её можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – всё смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
7. «Лепка из теста». Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребенка небольшой кусочек теста из 1,5 чашек муки, 0,5 столовой ложки соли, 0,25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0,25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете еще добавить немного краски. Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.
8.«Вкусные слова» Угостим друг друга “вкусными” словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые» слова.
9.«Кот в мешке». Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их. Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Ребенок сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.
10. «Кораблики и подводные лодки». Поставьте перед ребенком кастрюлю с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут корабли), на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (это моряки). Пусть ребенок поиграет с этими корабликами, пока вы будете готовить обед. Предложите ребенку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них будут плавать в воде, а какие нет? Потом, разумеется, надо проверить на практике.
11. «Игры с водой». Дети любят играть с водой, переливать ее из одного сосуда в другой. Если не боитесь луж, дайте своему малышу небьющиеся стаканчики, бутылочки, баночки. Пусть наливает в них воду, сидя на полу над тазиком, или стоя на стуле возле раковины.
12. «Буря в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода «забурлила». Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
13. «Фасолевые гонки». Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
14.«Горох против орехов». Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2-3 горошины и 2-3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.
15.»Котёнок». На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком, как котёнок. Можно лизать язычком мороженое. Такое простое упражнение станет в дальнейшем опорой для появления в речи ребенка звуков ш, р и т.п.
Учитель-дефектолог Михаловская И.М.