С года до трех малыш переживает особенно важный период. За каких-то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать все самостоятельно: одевать штанишки, завязывать шнурочки, кушать ложкой, умываться и т. д. Но не все у него может получаться. Если на этом этапе ребенок «опустит руки», откажется от попыток самостоятельности, то позже ему будет еще труднее привыкнуть все делать самому.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить трехлетнему ребенку, самостоятельно завязать шнурки, то это задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.
Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное
проведение бытовых процессов.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Задачи и содержание работы в младшей группе
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .
2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельномыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать: «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т. п. Родители должны набраться терпения, ведь в спешке они сами готовы сделать за малыша то, что у него не получается, ведь так и быстрее, и аккуратнее. При этом, между делом, родители приговаривают, каким растяпой (неряхой, неумехой, лентяем и т. д.) является ребенок. Такое родительское поведение формирует у ребенка комплексы и может вылиться в серьезную психологическую проблему.
Чтобы приучить ребенка к самостоятельности, важно дать ему осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из рук ребенка соломинку, когда он пытается есть ею суп или кашу. Малыш сам поймет, что это неудобно и утомительно. Действуя самостоятельно, ребенок учится не бояться ошибок.
Основная деятельность маленьких детей — игра. Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком. В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть).Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно. Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания. Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания.
Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
Кран откройся!
Нос умойся.
Каждый пальчик,
Мыться стройся,
Мыльце скользкое бери
И свои ладошки три.
Можно спросить, зачем надо мыть руки и лицо. Правильно, чтобы были чистыми.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы губки заалели,
Засмеялся, чтоб роток,
Хлебушко кусал роток.
Во время уборки игрушек, нужно приучать детей убирать их на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, самостоятельность, желание трудиться.
Ну, теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно.
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть.
После уборки хвалить ребят за помощь, обращать внимание на то, как уютно, красиво стало в игровой комнате.
Мы с игрушками играли,
Их на место убирали.
Кто любит трудиться -
Работы не боится.
После дневного сна
В небе солнышко гуляет,
С ясным днем вас поздравляет
Просыпайся детвора,
Уж гулять давно пора!
После дневного сна, когда дети одеваются, можно усадить их на стульчики и протать стихотворение:
Вот колготки. Посмотри.
Они сшиты изнутри.
Ты, дружочек, не зевай,
Налицо их надевай.
Собери чулок в гармошку,
И надень его на ножку.
До коленки натяни,
И другой чулок возьми.
Вот и все теперь вставай
И штанишки одевай.
Большое значение при формировании навыков самообслуживания у ребенка имеет чтение художественной литратуры («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела…»).
Приучая ребенка к самостоятельности, важно быть последовательными и спокойными. Уверенность в своих силах и терпение родителей обязательно помогут малышу освоить все необходимые навыки.