Развитии творческой активности у детей в семье |
В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей малыша. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные предпосылки способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и так далее. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.
Шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии.
Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, лепите. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.
Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.
Но только создание благоприятных условий в семье недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Воспитание творческих способностей детей в семье будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. А такой целенаправленный процесс можно обеспечить только дошкольном учреждении.
Ведь главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями учреждений образования и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
1.Игровое упражнение «Оживи ладошку».
Маму попросил Серёжка:
-- Нарисуй мою ладошку.
Мама карандаш взяла,
Ручку сына обвела.
Подрисовала глаз. И вот –
Рыбка по воде плывёт.
(Показ образца)
-- А теперь -- сказала мама --
Обведи ладошки ты.
И найди в своих ладошках
Птиц, зверушек и цветы.
(Рисование левой рукой-тренировка правого полушария мозга, отвечающего за творческие способности человека; рисование в нетрадиционной форме)
2. Игровое упражнение «Попробуй отгадать!»
Дочка к маме подбежала,
Свои ручки крепко сжала:
-- Камушек в какой руке?
-- Доченька, не знаю.
-- Вот же он! Теперь прячь ты.
Я быстро отгадаю.
(Две коробки – в одной из них спрятан предмет. Упражнение на развитие интуиции – тренировка правого полушария мозга)
3.Игровое упражнение «На что это похоже?»
-- Бабушка, твой пирожок
На лодку был похож,
И как я не старалась,
Но съела его всё ж.
-- Умница, ты у меня.
Только вытри руки, рот.
Испечём с тобой сегодня
Торт – огромный пароход.
(Карточка, на которой схематично нарисован предмет.
Предложить свои варианты: на что это похоже)
4. Игровое упражнение «Чем ещё могут быть эти предметы?»
Дедушка с внуком на речку идут.
У деда – удочка, у внука – прут.
-- Деда, я тоже рыбак, смотри.
Поймаю рыб сейчас целых три!
(Карточки с названиями предметов. Предложить свои варианты использования данных предметов)
5.Игровое упражнение «Волшебные прищепки»
На верёвке мама развесила бельё:
Братишкины штанишки и платьице моё.
Я маме помогала, без дела не сидела:
Прищепки подавала и просто их вертела.
Вдруг очень удивилась – лошадка получилась!
(Прищепки. Предложить сконструировать поделки)
Таким образом, показанные и проведенные игровые упражнения на развитие творчества у детей дошкольного возраста можно использовать дома со своим ребенком.
Воспитатель дошкольного образования Н.И.Пашкевич