О музыкальных способностях детей |
- Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
- Не расстраивайтесь, если пение, движения ребенка далеки о совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.
- Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранении нежелательного «тормоза».
- Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.
- Не говорите, что у вас «немузыкальный ребенок», если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
- Спойте песню вместе с ребенком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.
- Попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
- исполните песню «по ролям»:
- сначала поет голосок, а ладоши отдыхают;
- голосок «спрятался», а ладошки хлопают ритм песни;
4. Попросите малыша «спеть»песенку ладошками.
Музыкальный руководитель Райбе Светлана Ивановна
ГРАФИК РАБОТЫ
музыкального руководителя
Казакевич Олеси Владимировны
Понедельник |
10.00 – 16.00 - 2 смена |
Вторник |
7.30 – 13.30 – 1 смена |
Среда |
11.00 – 17.00 – 2 смена |
Четверг |
7.30 – 13.30 – 1 смена |
Пятница |
11.00 – 17.00 – 2 смена |
Домашний концерт
Однако выбор музыки - только полдела. Поначалу музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку. Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя? Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие, как, например, треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков. нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.
Музыкальный руководитель Райбе С.И.
Консультация для родителей
«Музыка и дети»
Музыка, как самое духовное и тонкое искусство, способна зажечь в душе каждого ребёнка потребность в красоте и добре, стремление к познанию и творчеству, уважение к людям и открытость Миру.
Ещё в Древней Греции Платон его последователи полагали, что«…воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в души, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящий. Он будет восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт.»
Уважаемые родители!
Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите своим детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной не оставит в трудную минуту.
В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.
Что для этого нужно сделать?
Постарайтесь:
1. Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной и детской музыки.
2. Приобретать музыкальные игрушки (погремушки, бубен, ложки, дудки и т. д.).
3. Поощрить любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь, и танцевать вместе с ним.
4. Если вы владеете игрой на каком – либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицируйте и аккомпанируйте своему ребёнку, когда он поёт или танцует.
5. Посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры, просматривать вместе музыкальные передачи.
6. Устраивать дома музыкальные праздники, импровизированные концерты.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинакова. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать или его исполнение далеко от совершенства.
Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейти в качество, только для этого потребуется время и терпение.
Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребёнку ярлык «немузыкален» - постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становиться.
«БУДЕМ С МУЗЫКОЙ ДРУЖИТЬ»
Несложные советы-рекомендации помогут родителям старших дошкольников приобщить ребенка к миру музыки. О том, как сделать этот процесс интересным и пройти его с наименьшим напряжением, вы узнаете из предложенной консультации.
Обычно в 5-6 лет родители помогают ребенку выбрать занятие по интересам. Многие выбирают занятия музыкой и приводят ребенка в музыкальную школу. Этот возраст самый оптимальный для таких занятий. Исследования психологов показывают, что ребенок, обучающийся музыке, лучше успевает по математике и легче усваивает иностранные языки.
Как же помочь ребенку? Как сделать занятия интересными, чтобы музыка не стала для малыша испытанием…
Вот несколько советов:
Во-первых, хвалите и хлопайте ребенку за любое, даже маленькое произведение, исполненное им. Он победил, он справился, он достиг. Он созидает, а не сидит у телевизора.
Во-вторых, создайте дома соответствующую ауру- слушайте музыку, говорите о ней с ребенком. Приобретите диски с музыкальными произведениями Чайковского, Бетховена, Моцарта и других композиторов. Прослушайте те, доступные для детского восприятия. Например, в детском саду дети с удовольствием слушают пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского и, услышав знакомую музыку, ваш ребенок ее с радостью вспомнит, расскажет вам о ней. Развивайте детское воображение, фантазию, творческие проявления.
В-третьих, ходите с детьми на концерты и в театр, приобщайте детей к культуре.
В – четвертых, беседуйте с педагогом музыкальной школы об успехах и проблемах в обучении вашего ребенка.
В- пятых - первые домашние задания должны быть короткими. Начните с 10 минут, не перегружайте ребенка, иначе он потеряет интерес к занятиям музыкой.
В- шестых - давайте ребенку отдохнуть перед уроком, пусть он побегает, пошалит, а потом начнет серьезно заниматься.
И наконец, постарайтесь справиться с соблазном, который возникает у многих детей - бросить музыку. Расскажите, что все великие музыканты, например Шуман, Прокофьев, Глинка тоже начинали занятия музыкой в раннем возрасте и тоже играли гаммы, этюды и фуги.
Музыкальный руководитель: Казакевич О.В.
www.nsportal.ru
Как научить ребёнка петь
Уважаемые родители!
Разучивая с ребёнком песню, помните:
- Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «лё» (тогда всё внимание ребёнка будет сосредоточено на звуковой линии)
- Подвижные песни сначала надо пропевать в замедленном (но не очень!) темпе, чтобы ребёнок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
- Сложные по ритмическому рисунку и мелодии, фрагменты песни надо поучить отдельно. Чтобы ребёнок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом. Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой либо слог.
- Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребёнка. Они всегда должны иметь округлую форму.
- Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вздохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в лёгких желательно до окончания фразы. Научиться этому можно, поиграв, например, с воображаемой свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками – парашютиками одуванчика и т.д.
- Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие распевки («Сорока», «Петушок», «Ладушки» и т.д.)
- Правильное положение корпуса ребёнка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть надо прямо, без напряжения, расправив плечи, руки – на коленях ближе к корпусу, голову вниз опускать не стоит. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.
Желаю вам удачи!
Музыкальный руководитель:
Райбе Светлана Ивановна
Несколько игр для развития восприятия
Уважаемые родители!
Для развития у детей навыков восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроение, характер музыкальных произведений и т.д.) можно использовать некоторые игры. Например:
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развивать музыкальную память.
Игровой материал: красивый мешочек, игрушки: петушок, птичка, кошка, собачка, мишка.
Ход игры: «Сегодня к нам пришли гости, - говорит взрослый, - Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там» Далее взрослый напевает знакомые мелодии песен («Петушок», «Сорока», «Кошка», «Собачка Жучка», «Спи, мой мишка»). Дети узнают песню. Из мешочка появляется соответствующая игрушка.
Варианты игры: мешочек можно найти по принципу игры «Громко-тихо» (хлопать в ладоши или напевать мелодию громче - тише в зависимости от того, как близко от ребёнка мешочек с игрушками);
Можно узнавать, кто находится в мешочке не по пению, а по характерным
движениям представленных игрушек.
Роли в игре могут меняться между ребёнком и взрослым.
Игра «Кто подошёл к теремку»
Цель: развивать у детей тембровое восприятие.
Игровой материал: картинка с изображением теремка с выдвижной лентой сбоку, где нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, мышка и др.
Ход игры: «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок», - поёт взрослый. Затем, взрослый с ребёнком вспоминают всех персонажей сказки «Теремок» и находят предметы (в ход идут крышки от кастрюли, ложки, тёрка, ключи и т.д.), которые будут соответствовать тому или иному персонажу. Когда всё будет готово, можно начинать игру. Обращаясь к ребёнку, взрослый просит отгадать, кто подошёл к теремку и попросился в него войти. Отгадав по услышанному звуку загадку, ребёнок, пользуясь выдвижной лентой, показывает взрослому свой вариант ответа.
Музыкальный руководитель:
Райбе Светлана Ивановна
Правила поведения при встрече с музыкой
Уважаемые родители!
Большим праздником в жизни ребёнка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живёт» музыка, создаёт особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, как и к любому другому празднику, к встрече с музыкой нужно готовиться. Готовиться услышать о том, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями.
В театрах, в концертных залах существуют определённые правила поведения:
- Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.
- Абсолютная тишина в зале – непременное условие, без которого невозможно воспринимать музыку. Недопустимы любые разговоры, шёпот, обмен мнениями, звонки мобильного телефона и т.д. Всё это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.
- Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижёра и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допустимы только после блестяще проведённой сцены, арии. В отдельных случаях можно аплодировать талантливо выполненным декорациям, но до того как начнёт звучать музыка.
Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта – лучшая награда артистам.
Музыкальный руководитель:
Райбе Светлана Ивановна
Зачем нужны игры со словом
Уважаемые родители!
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и ритмическая организация. Ритмический рисунок, временное начало составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, метрическая пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.
В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания всегда особое место отводилось движению, так как музыканты признают за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки, освоить её непростой язык.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях с ними можно использовать игры со словом. Эти игры можно проводить без музыкального сопровождения под мелодизированный текст, который как бы заменяет мелодический напев.
В основе большинства игр – народные тексты («Теремок», «Тень-тень», «Скок-поскок»…). Они особенно удобны для распевного, выразительного произношения. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнить движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, поскок, пружинный, дробный, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, лёгкий стремительный бег и т.д. А соединяя слово, музыку и движение, можно решить задачи по развитию и коррекции речи.
Стихотворение с движениями «Птички»
Прилетели птички, птички-невелички, Бегают и машут руками-крыльями.
Всё летали, всё летали, крыльями махали. Стучат пальцами по полу, повторяя
На кормушку прилетали, зёрнышки клевали. несложный ритмический рисунок и говоря «Клю»
Стихотворение с движениями «Аты-баты»
Аты-баты, шли солдаты, Игра-диалог. Ребёнок и взрослый
Аты-баты, на базар. произносят текст и ритмично
Аты-баты, что купили? хлопают в ладоши, шлёпают по ногам.
Аты-баты, самовар. (Придумайте движения сами)
Музыкальный руководитель: Райбе Светлана Ивановна
«Родителям о музыкальном воспитании детей»
В детском саду осуществляется работа по музыкальному воспитанию дошкольников. Чтобы установить взаимосвязь детского сада и семьи, проводится знакомство одновременно с группой детей, поступивших вновь, с их родителями, обстановкой, в которой воспитывается ребенок. Для этого используются разнообразные методы, а именно наблюдения, индивидуальные беседы, выборочные посещения семей, анкетный опрос. Выявляется, что одна группа родителей интересуется вопросами музыкального воспитания, но испытывает определенные трудности, другая – большое внимание уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность отсутствует, третья не учитывает возрастные возможности.
Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе со своими детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.
Слушание музыки дома убеждает родителей в том, что необходим уголок для ребенка, где бы он мог играть и заниматься. Ненавязчиво даются советы, как лучше наладить быт, как устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Отмечается, какое значение для развития детей имеют телепередачи, проводится разъяснение, как надо их слушать и смотреть, какие детские спектакли, музыкальные фильмы доступны для восприятия ребенка дошкольного возраста. Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. В процессе работы выясняется, что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учит музыке.
Родители узнают о влиянии музыки на физическое развитие детей и о музыкально – ритмических движениях как одном из видов деятельности. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и старшим воспитателем детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. В разных видах занятий с родителями используется литература, магнитофонные записи, проводится концерты детского творчества, организуются целевые экскурсии по детскому саду, проводим практические занятия, викторины, конкурсы. Родители помогают оформлять зал, готовят костюмы, выступают с рассказами о своей профессии, о службе в Армии, вместе с детьми поют знакомые песни, танцуют, играют.
А как проводятся праздники дома? Чтобы выяснить, какое участие принимает ребенок в семейных праздниках, предлагается родителям старшей и подготовительной групп вопросы: какие праздники вы проводите вместе с детьми? Устраиваются ли концерты? Кто является их организатором? Какие трудности испытывают родители при организации праздника? Оказывается, что многие семь проводят праздники вместе с детьми, привлекают их к уборке квартиры, сервировке стола. Кульминацией праздника является концерт, который в каждой семье устраивается по-разному. Анализ ответов помогает выявить положительный опыт проведения праздников в семье, выясняется особенности их организации, определяются главные трудности. Учитывая пожелания родителей, рекомендуются сценарии праздников для дома, материал которых не требует большой подготовки и сложных атрибутов, а программа состоит из песен, плясок, стихов и игр, пользующихся успехом у детей. Хорошим дополнением к проводимой работе служат тематические выставки в уголке для родителей, так как информация в них дается очень кратко, конкретно и наглядно, работать можно в течение продолжительного времени.
Проводимая работа позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Они проявляют интерес к тому, каковы успехи ребенка в детском саду, как организовать его досуг дома, использовать с этой целью технические средства. Совместно с семьей удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
Музыкальный руководитель ГУО «Ясли-сад №14 г.Сморгони»
Райбе С.И.